Психология адаптации учащихся

Общая информация об адаптации

Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Основные нарушения адаптации выражаются в виде:

Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Сроки:

По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека и  возраста. Адаптация может продолжаться: 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев. Также очень важна степень адаптации школьника в коллективе:

 Высокая степень адаптации.

Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.

Средняя степень адаптации.

Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.

Низкая степень адаптации.

Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников

Актуальность:

Жизнь так устроена, что детям порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение по независящим от них причинам.

Признаки успешной адаптации:

  • Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • У него появились друзья-одноклассники.
  • Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Учащийся не адаптировался если:

  1. Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
  2. Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
  3. Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
  4. Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
  5. Похудел, жалуется на головную боль.

Условно адаптационный период можно разделить на три этапа

  • Подготовительный пероид, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
  • собственно адаптационный период.
  • постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.

Причины трудностей в адаптационный период.

  • Несформированность “внутренней позиции школьника”.
  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  • Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  • Общение с учителями.
  • Принятие учебной задачи.
  • Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  • Отношение к себе.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  • Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  • Леворукие.
  • Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей. В этом им должен помочь школа, родители, Немало пользы, если сам «новичок» тоже будет стараться налаживать контакты.

Вы руководитель новонабранного класса

Советы учителю на адаптационный период:

  • Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятым в классе, а только с требованиями программы
  • Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
  • Поддерживайте инициативы ученика, его попытки преодолеть трудности
  • Беседуя с новым учеником в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
  • Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель, скажите ему об этом.

Ваш ребенок пошел в новый класс

  • Внимательно наблюдайте за ребенком. Насторожить должно то, что возникает внезапно и не свойственно его привычному поведению. Это первый признак: что-то неблагополучно. Например, ребенок всегда был медлительным, спокойным, не очень разговорчивым, и вдруг стал возбужденным, чрезмерно говорливым, агрессивным. То же самое в отношении активного, быстрого, готового обо всем рассказать, всем поделиться ребенка – если он неожиданно замолк, стал тихим и чересчур спокойным.
  • Постарайтесь понять, что произошло, осторожно и аккуратно поговорив с ребенком. Возможно, причина не лежит на поверхности и ее придется поискать наводящими вопросами. Главное – не спрашивайте в лоб. Следите, чтобы ваши тон и состояние были спокойными, доброжелательными, ровными. Не говорите с раздражением и неудовольствием, не повышайте голос, иначе ребенок замкнется, и вы вообще ничего от него не добьетесь.
  • Стройте свои отношения с ребенком так, чтобы он вас не боялся. Тогда он не будет хитрить, обманывать и скрывать от вас неприятные события. Чаще всего он делает это из страха, а не потому, что лживый или недобросовестный.
  • Будьте готовы к тому, что поначалу успеваемость ребенка может стать хуже. Не стоит тревожиться по этому поводу. Постепенно, когда он привыкнет к новой жизни, все станет на свои места. Если это долгое время не происходит, постарайтесь выяснить, в чем причина. И попытайтесь вместе с ребенком ее устранить. Не можете справиться сами, призовите на помощь других.
  • Помогите ребенку поискать любимое дело, которое у него в этом возрасте обязательно должно быть помимо учебы. Дайте ему возможность попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы разобраться в своих настоящих интересах и увлечениях.

Добро пожаловать новичку!

Советы школьнику на адаптационный период:

  • Подумайте, как вы реагировали на новых учеников в прежнем классе, что вам нравилось или не нравилось в их поведении, что вызывало раздражение, благодаря чему они завоевывали ваше доброе отношение. Постарайтесь не повторить их ошибок и возьмите в пример успехи.
  • Огромное значение имеет первое впечатление. Оно глубоко проникает в сознание и изменить его непросто. Позаботьтесь о том, чтобы произвести благоприятное первое впечатление на одноклассников. Ведите себя так, чтобы с вами было легко, улыбайтесь.
  • Будьте доброжелательны, пусть ваши товарищи увидят, что вы присоединяетесь к их команде с удовольствием.
  • Будьте внимательны: постарайтесь запомнить имена одноклассников, делайте записи ценной для вас информации.
  • Задавайте вопросы и просите о помощи. Конечно, не стоит бегать по каждому мало-мальски важному поводу к классному руководителю, но изобретать велосипед нужды тоже нет. Спрашивайте, слушайте ответ, используйте вопросы как возможность общения с новыми одноклассниками.
  • Проявите инициативу. Обычно в первые дни учебы вам будут давать немного заданий, дабы подготовить вас к работе, включить в процесс. Даже если вам очень хочется приступить к более серьезным заданиям и вы знаете, что готовы к ним, не стоит бежать впереди паровоза.
  • Присоединяйтесь к встречам, которые проходят после учебного дня, если вас приглашают. Если же нет, потерпите хотя бы неделю до того, как прийти туда самой (му).
  • Открыто общайтесь с одноклассниками и учителям по поводу учебы.. Окружающие вас люди не умеют читать мысли, а недостаток общения часто перерастает в непонимание. Делитесь своими идеями и сложностями.

Что сделано в школе для помощи

  • В школе работают психологи, которые всегда готовы оказать помощь ученику, если у него есть проблемы с адаптацией в школе и классе.
  • Психологи проводят тесты на тревожность ученика в классе и учебном процессе, по результатам которого определяют уровень привыкания учеников к школе и оказывают обязательную помощь всем, кто в ней нуждается.
  • Учителя всегда готовы пойти на встречу учащимся, доброжелательны и отзычивы.
  • Первую четверть в лицее «щадящий режим» для новонабранных классов, по правилам которого ставить ученикам не ставят неудовлетворительных оценок.
  • Учителя проводят консультации по предметам для новеньких.
  • Существуют постоянные внеклассные мероприятия, которые проводятся для сплочения ученика с классом и школой.

Психолого – педагогическое просвещение родителей учащихся 5–х классов.

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Иногда кажется, что весь мир против тебя, и ты не знаешь, кто может помочь. А можно просто ПОЗВОНИТЬ. Специалисты «телефона доверия» помогут справиться и с непростой жизненной ситуацией, и с проблемой в отношениях с госслужащими.

  • Единый «телефон доверия»
    Главного управления МЧС России по Чувашской Республике: (8352) 39-99-99
  • «Телефон доверия»
    Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): (8352) 62-50-30
  • «Телефон доверия»
    Управления Федеральной службы безопасности России по Чувашии: (8352) 62-33-11
  • «Телефон доверия»
    Дежурной части Министерства внутренних дел Чувашии: (8352) 24-16-55
  • Телефон экстренной психологической помощи
    (Служба, действующая круглосуточно под патронажем Министерства здравоохранения Чувашии): (8352) 58-31-31
  • Служба экстренной психологической помощи г. Новочебоксарск: 075, круглосуточно
  • Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122, звонок бесплатный и анонимный для жителей России
  • В Чувашии работает Единый телефон доверия 8-800-100-49-94  бесплатно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Помощь по этому номеру оказывается АНОНИМНО.

Помните — безвыходных ситуаций не бывает!

Специальные службы для детей и родителей Чувашской Республики

Наименование учреждения Номера телефонов Время работы
1. Республиканское государственное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (8352) 43-02-24 9.00-17.00
2. МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары (8352) 63-37-17 8.00-17.00
3. МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары (8352) 62-24-37 8.00-17.00
4. МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары (Для молодых людей до 18 лет) (8352) 63-37-17, (8352) 63-27-14 9.00-19.00
5. МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Канаш 8(83533) 2-39-34 8.00-17.00
6. Центр диагностики и консультирования отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района 8(83544) 2-14-33 8.00-17.00
7. Центр диагностики и консультирования «Доверие» отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского РОО 8(83541) 6-29-85 8.00-17.00
8. Центр диагностики и консультирования отдела образования администрации Красноармейского района 8(83530) 2-21-80 8.00-17.00
9. Центр диагностики и консультирования управления образования, физической культуры и молодежной политики администрации Батыревского района 8(83532) 2-15-27 8.00-17.00
10. МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Вурнарский районный центр диагностики и консультирования 8(83537) 2-62-34 8.00-17.00

Уважаемые родители!

  Предлагаем вам ознакомиться с материалами лекции на тему: «Как научить подростка управлять своим временем?». Выступление состоялось на родительском собрании учащихся 8-х классов 18.11.13.

  Здесь вы найдете полезную информацию по умению человека организовать свою деятельность в контексте времени, а также подсказки родителям по формированию навыков управления временем у подростков.

  Обратите внимание на Анкету для учащихся «Умеете ли вы учиться?». Предложите своим детям вдумчиво ответить на вопросы анкеты. Возможно, ребенку понадобится ваша помощь в процессе оценки сформированности у него тех или иных учебных умений. В процессе вашего совместного обсуждения важно создать атмосферу доброжелательной поддержки, объективной оценки и веры в способность ребёнка справиться с возникшими трудностями в учёбе.

 

«Как научить подростка управлять свои временем»

Поиск

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Информация

Директор Лицея:
Димитриев Игорь Алексеевич
Тел.: (8352)41-81-07
Положение об обработке персональных данных

Контакты

(8352)40-08-80 – приемная,
секретарь Иванова Т.В.
(8352)40-08-83 – вахта

🖂 cheb-school3@rchuv.ru

Мы в медиа

vk ДЗЕН

© 2024 МАОУ "Лицей №3" г.Чебоксары. Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.