Психология адаптации учащихся
Общая информация об адаптации
Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
Основные нарушения адаптации выражаются в виде:
Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Сроки:
По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека и возраста. Адаптация может продолжаться: 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев. Также очень важна степень адаптации школьника в коллективе:
Высокая степень адаптации.
Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Средняя степень адаптации.
Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкая степень адаптации.
Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников
Актуальность:
Жизнь так устроена, что детям порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение по независящим от них причинам.
Признаки успешной адаптации:
- Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- У него появились друзья-одноклассники.
- Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Учащийся не адаптировался если:
- Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
- Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
- Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
- Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
- Похудел, жалуется на головную боль.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа
- Подготовительный пероид, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
- собственно адаптационный период.
- постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
Причины трудностей в адаптационный период.
- Несформированность “внутренней позиции школьника”.
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
- Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителями.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
- Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
- Леворукие.
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей. В этом им должен помочь школа, родители, Немало пользы, если сам «новичок» тоже будет стараться налаживать контакты.
Вы руководитель новонабранного класса
Советы учителю на адаптационный период:
- Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятым в классе, а только с требованиями программы
- Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
- Поддерживайте инициативы ученика, его попытки преодолеть трудности
- Беседуя с новым учеником в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
- Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель, скажите ему об этом.
Ваш ребенок пошел в новый класс
- Внимательно наблюдайте за ребенком. Насторожить должно то, что возникает внезапно и не свойственно его привычному поведению. Это первый признак: что-то неблагополучно. Например, ребенок всегда был медлительным, спокойным, не очень разговорчивым, и вдруг стал возбужденным, чрезмерно говорливым, агрессивным. То же самое в отношении активного, быстрого, готового обо всем рассказать, всем поделиться ребенка – если он неожиданно замолк, стал тихим и чересчур спокойным.
- Постарайтесь понять, что произошло, осторожно и аккуратно поговорив с ребенком. Возможно, причина не лежит на поверхности и ее придется поискать наводящими вопросами. Главное – не спрашивайте в лоб. Следите, чтобы ваши тон и состояние были спокойными, доброжелательными, ровными. Не говорите с раздражением и неудовольствием, не повышайте голос, иначе ребенок замкнется, и вы вообще ничего от него не добьетесь.
- Стройте свои отношения с ребенком так, чтобы он вас не боялся. Тогда он не будет хитрить, обманывать и скрывать от вас неприятные события. Чаще всего он делает это из страха, а не потому, что лживый или недобросовестный.
- Будьте готовы к тому, что поначалу успеваемость ребенка может стать хуже. Не стоит тревожиться по этому поводу. Постепенно, когда он привыкнет к новой жизни, все станет на свои места. Если это долгое время не происходит, постарайтесь выяснить, в чем причина. И попытайтесь вместе с ребенком ее устранить. Не можете справиться сами, призовите на помощь других.
- Помогите ребенку поискать любимое дело, которое у него в этом возрасте обязательно должно быть помимо учебы. Дайте ему возможность попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы разобраться в своих настоящих интересах и увлечениях.
Добро пожаловать новичку!
Советы школьнику на адаптационный период:
- Подумайте, как вы реагировали на новых учеников в прежнем классе, что вам нравилось или не нравилось в их поведении, что вызывало раздражение, благодаря чему они завоевывали ваше доброе отношение. Постарайтесь не повторить их ошибок и возьмите в пример успехи.
- Огромное значение имеет первое впечатление. Оно глубоко проникает в сознание и изменить его непросто. Позаботьтесь о том, чтобы произвести благоприятное первое впечатление на одноклассников. Ведите себя так, чтобы с вами было легко, улыбайтесь.
- Будьте доброжелательны, пусть ваши товарищи увидят, что вы присоединяетесь к их команде с удовольствием.
- Будьте внимательны: постарайтесь запомнить имена одноклассников, делайте записи ценной для вас информации.
- Задавайте вопросы и просите о помощи. Конечно, не стоит бегать по каждому мало-мальски важному поводу к классному руководителю, но изобретать велосипед нужды тоже нет. Спрашивайте, слушайте ответ, используйте вопросы как возможность общения с новыми одноклассниками.
- Проявите инициативу. Обычно в первые дни учебы вам будут давать немного заданий, дабы подготовить вас к работе, включить в процесс. Даже если вам очень хочется приступить к более серьезным заданиям и вы знаете, что готовы к ним, не стоит бежать впереди паровоза.
- Присоединяйтесь к встречам, которые проходят после учебного дня, если вас приглашают. Если же нет, потерпите хотя бы неделю до того, как прийти туда самой (му).
- Открыто общайтесь с одноклассниками и учителям по поводу учебы.. Окружающие вас люди не умеют читать мысли, а недостаток общения часто перерастает в непонимание. Делитесь своими идеями и сложностями.
Что сделано в школе для помощи
- В школе работают психологи, которые всегда готовы оказать помощь ученику, если у него есть проблемы с адаптацией в школе и классе.
- Психологи проводят тесты на тревожность ученика в классе и учебном процессе, по результатам которого определяют уровень привыкания учеников к школе и оказывают обязательную помощь всем, кто в ней нуждается.
- Учителя всегда готовы пойти на встречу учащимся, доброжелательны и отзычивы.
- Первую четверть в лицее «щадящий режим» для новонабранных классов, по правилам которого ставить ученикам не ставят неудовлетворительных оценок.
- Учителя проводят консультации по предметам для новеньких.
- Существуют постоянные внеклассные мероприятия, которые проводятся для сплочения ученика с классом и школой.
Психолого – педагогическое просвещение родителей учащихся 5–х классов.
«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
Иногда кажется, что весь мир против тебя, и ты не знаешь, кто может помочь. А можно просто ПОЗВОНИТЬ. Специалисты «телефона доверия» помогут справиться и с непростой жизненной ситуацией, и с проблемой в отношениях с госслужащими.
- Единый «телефон доверия»
Главного управления МЧС России по Чувашской Республике: (8352) 39-99-99 - «Телефон доверия»
Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): (8352) 62-50-30 - «Телефон доверия»
Управления Федеральной службы безопасности России по Чувашии: (8352) 62-33-11 - «Телефон доверия»
Дежурной части Министерства внутренних дел Чувашии: (8352) 24-16-55 - Телефон экстренной психологической помощи
(Служба, действующая круглосуточно под патронажем Министерства здравоохранения Чувашии): (8352) 58-31-31 - Служба экстренной психологической помощи г. Новочебоксарск: 075, круглосуточно
- Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122, звонок бесплатный и анонимный для жителей России
- В Чувашии работает Единый телефон доверия 8-800-100-49-94 бесплатно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Помощь по этому номеру оказывается АНОНИМНО.
Помните — безвыходных ситуаций не бывает!
Специальные службы для детей и родителей Чувашской Республики
№ | Наименование учреждения | Номера телефонов | Время работы |
1. | Республиканское государственное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики | (8352) 43-02-24 | 9.00-17.00 |
2. | МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары | (8352) 63-37-17 | 8.00-17.00 |
3. | МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары | (8352) 62-24-37 | 8.00-17.00 |
4. | МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары (Для молодых людей до 18 лет) | (8352) 63-37-17, (8352) 63-27-14 | 9.00-19.00 |
5. | МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Канаш | 8(83533) 2-39-34 | 8.00-17.00 |
6. | Центр диагностики и консультирования отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района | 8(83544) 2-14-33 | 8.00-17.00 |
7. | Центр диагностики и консультирования «Доверие» отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского РОО | 8(83541) 6-29-85 | 8.00-17.00 |
8. | Центр диагностики и консультирования отдела образования администрации Красноармейского района | 8(83530) 2-21-80 | 8.00-17.00 |
9. | Центр диагностики и консультирования управления образования, физической культуры и молодежной политики администрации Батыревского района | 8(83532) 2-15-27 | 8.00-17.00 |
10. | МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Вурнарский районный центр диагностики и консультирования | 8(83537) 2-62-34 | 8.00-17.00 |
Уважаемые родители!Предлагаем вам ознакомиться с материалами лекции на тему: «Как научить подростка управлять своим временем?». Выступление состоялось на родительском собрании учащихся 8-х классов 18.11.13. Здесь вы найдете полезную информацию по умению человека организовать свою деятельность в контексте времени, а также подсказки родителям по формированию навыков управления временем у подростков. Обратите внимание на Анкету для учащихся «Умеете ли вы учиться?». Предложите своим детям вдумчиво ответить на вопросы анкеты. Возможно, ребенку понадобится ваша помощь в процессе оценки сформированности у него тех или иных учебных умений. В процессе вашего совместного обсуждения важно создать атмосферу доброжелательной поддержки, объективной оценки и веры в способность ребёнка справиться с возникшими трудностями в учёбе. |
|